Без четкого портрета целевой аудитории (ЦА) невозможно результативное продвижение продуктов и услуг. Чтобы продукция бренда пользовалась спросом, нужно понимать нужды и потребности покупателей. Разберем, как подготовить корректный портрет целевой аудитории и не допустить популярных ошибок.
Портрет ЦА помогает зарабатывать ощутимо больше, дает понимание, какой продукт необходим покупателям и где искать клиентов для бизнеса. Важно понимать, что даже примерный портрет ЦА лучше, чем его полное отсутствие. Постепенно портрет можно совершенствовать, дорабатывать и сегментировать, достигая лучшего понимания потребностей клиентуры.
Повышение продаж — не единственное, что дает бизнесу наличие проработанного портрета ЦА по сегментам. Проведение подробного анализа и сегментации потребителей дает компании понимание:
Сталкиваясь с этими задачами постоянно, компания решает, на какой сегмент клиентов она нацелена в данный момент. Исходя из ответа на этот вопрос, служба маркетинга выбирает способы, каналы, манеру коммуникации на основе описания конкретного сегмента покупателей.
Чаще всего в процессе разработки описания ЦА используются 2 методики. Первая методика походит компаниям, давно работающим в своей бизнес-нише, знающим своих покупателей достаточно хорошо. Речь идет о методе 5 вопросов Марка Шерингтона. Описание каждого сегмента ЦА формируется на основе ответов на 5 вопросов:
По существу это своеобразный лайфхак, интуитивный метод быстро составить понятный портрет ЦА для компаний, хорошо знающих своих покупателей. Начинающим предпринимателям, только начинающим покорение рынка, этот подход не подойдет.
В такой ситуации подойдет более длительный, но надежный поход к описанию ЦА и ее сегментов. Он заключается в сборе максимального количества сведений о клиентах для глубокого анализа и формирования мощной аналитической базы для развития бизнеса, будь то подготовка рекламной кампании или запуск инновационного продукта.
Профессионалы в сфере маркетинга и социологии черпают сведения для изучения различных социальных групп в следующих источниках:
Собранную информацию нужно упорядочить, отобрать основные факторы и отделить их от случайностей и незначительных деталей. Задача стадии анализа — понять, почему люди приобретают Ваш товар, какие задачи они решают с его помощью, в чем его плюсы и минусы для разных сегментов ЦА.
Полученная информация делится между сегментами ЦА. На этом этапе можно снова воспользоваться методикой 5 вопросов, но полагаясь уже не на интуицию, а на объективную информацию, собранную в процессе исследования. Практика показывает, что ответы покупателей бывают так далеки от предположений маркетологов, что приходится вносить изменения и в сам продукт, и в стратегию его продвижения.
В результате получается множество сегментов ЦА. Мелкими сегментами можно пренебречь, а сделать главный акцент на самые большие сегменты. Эти группы покупателей приносят львиную долю прибыли, поэтому их нужно исследовать максимально подробно.
Поиск информации в соцстеях — доступный путь составления портрета ЦА. Если у Вашего бренда есть сообщества в соцсетях, сделайте выборку из 10-20 человек, которые являются характерными представителями сегментов покупателей.
Детально изучите из профили. В соцстеях люди показывают много информации о себе. По соцсетям можно легко определить половозрастные характеристики, место работы, хобби, жизненные взгляды и стремления. Еще больше информации можно получить, изучая посты на стене, группы, где состоит пользователь. Отмечайте общие тенденции и выделяйте закономерности. Если у Вашей компании нет собственного сообщества, тогда изучайте группы конкурентов и схожих бизнесов.
Имея готовые портреты по каждому сегменту ЦА, Вы сможете готовить результативные рекламные кампании, нацеленные точно на потребности Ваших клиентов, писать контент для сайта и соцсетей, который попадает в «боли» покупателей, вызывает нужные эмоции и ассоциации. Данные о ЦА нужны для настройки таргетинга, выборе СМИ, блогеров для размещения рекламы.
Составление портретов или аватаров целевой аудитории — кропотливая работа, она требует много времени, но и долго приносит отдачу. Детальное понимание, тщательное изучение клиентов — залог устойчивой прибыли и лояльности ЦА в долгосрочной перспективе.
Добавьте комментарий
Комментарии