С проблемой выгорания сотрудников может столкнуться работодатель любой профессиональной области.
Выгорание на работе наступает тогда, когда работник испытывает ряд негативных эмоций к своей работе, коллективу и всей организации в целом, что приводит его к эмоциональному истощению и выражается в снижении его работоспособности, отсутствии интереса к трудовым обязанностям, безразличии, невозможности сосредоточиться постоянной усталости, раздражительности и, как итог, депрессии.
Специфика IT сферы такова, что основную часть своего рабочего времени сотрудники проводят, уткнувшись в монитор компьютера, вербальные социальные коммуникации ограничены, стрессы, загруженность работой.
Более того, работники этой сферы, как показывает ряд психологических исследований, по своему психологическому типу относятся к интровертам – людям замкнутым, избегающим социальных контактов.
Поэтому работники IT сферы, в том числе и руководители мелкого и среднего звена, имеют высокий потенциальный риск «выгореть» при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Выгорание сотрудников чревато для работодателя не только снижением их трудовой эффективности, но и утечкой кадров. Исследования показывают, что только 25% сотрудникам, испытавшим выгорание на работе, удалось сохранить своё рабочее место.
Причины выгорания сотрудников
Чтобы предупредить выгорание нужно выявить его причины.
- Ненормированный рабочий день, что приводит к нарушению режима труда и отдыха, недосыпу
- Нахождение человека в состоянии внутриличностного конфликта, когда у него есть противоречащие друг другу цели, ценности, мотивы
- Большая ответственность на работе и страх её не оправдать, что приводит к стрессовым состояниям
- Большая загруженность на работе, когда на сотрудника возложено чрезмерное количество обязанностей
- Возможность сокращения, в результате чего сотрудник боится остаться без источника существования
- Не здоровые отношения в коллективе
- Неясность в постановке задач, распределении ответственности
- Недостаточная материальная заинтересованность сотрудников в выполнении трудовых обязанностей
Советы айтишнику, как не выгореть на работе
Болезни лучше предупреждать, чем лечить. Выгорание нельзя оставлять без внимания, потому что если этот процесс запустить, то без медикаментозного лечения, а иногда и госпитализации не обойтись.
Человек сам себе враг и Бог. Можно обратиться к помощи психотерапевта, который даст совет, но конкретные шаги делает сам человек. Есть некоторые простые рекомендации, которым можно следовать, и не заразиться этим недугом.
- Физически здоровые люди менее подвержены выгоранию на работе. Тот, кто хочет сохранить здоровье психическое, должен следить за здоровьем физическим. Спите не менее 6 – 8 часов. Устраивайте на работе физкультминутки. Больше находитесь на свежем воздухе. Возьмите в привычку, проходить некоторые расстояния пешком, например, с работы домой.
- Не злоупотребляйте работой. Уделяйте внимание своим любимым делам, вашему хобби, желательно не связанным с компьютером, излучение от экрана монитора айтишник и так получает предостаточно.
- Берите отпуск не реже одного раза в год, согласно своему графику. Даже если не можете позволить себе отдых на пляже у моря или на горнолыжном курорте, всё равно идите в отпуск и займитесь тем, чем давно хотели заняться. Проведите время со своими родными и близкими, посетите дальних родственников.
Советы руководителям IT сферы
Исследование карьерного сервиса «Мой круг» показывает, что из 100% выгорающих на работе людей, 75% уходит из компании.
Временные и материальные затраты на поиск, обучение и полное включение нового сотрудника в рабочий процесс значительно превосходят затрат на лечение выгоревшего сотрудника и профилактические меры по предупреждению профессионального выгорания.
Руководитель IT сферы, если хочет сэкономить материальные и моральные силы всей компании, должен научиться управлять процессом выгорания сотрудников и придерживаться следующих рекомендаций:
- Рационализация режима труда и отдыха, чтобы соотношение периодов работы и отдыха сотрудников способствовало повышению их производительности труда и устойчивой работоспособности без признаков переутомления.
- Справедливое распределение обязанностей, полномочий и ответственности сотрудников.
- Повышение командного духа. Каждый сотрудник должен ощущать себя частью команды, чувствовать себя нужным, помочь своему коллеге в решении задач кампании и получить обратную помощь в случае необходимости, видеть, что результаты его работы ценятся.
- Укрепление корпоративной культуры – создание благоприятной атмосферы в офисе, в которой сотрудники смогут быть максимально эффективными, например, устраивать физкультминутки, проводить часть рабочего времени за играми, посещать какие-нибудь мероприятия. Однако этим не стоит увлекаться! Некоторые кампании, делающие акцент на создание этой атмосферности, получают обратный эффект – граница между рабочим и личным временем размывается, что негативно сказывается на работоспособности всей организации.
- Участие руководителя в регулировании конфликтов. Руководитель должен объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию и принять справедливое решение, чтобы не допустить недоговоренности и недомолвки между сотрудниками.
- Чтобы своевременно уловить первые признаки профессионального выгорания, руководители среднего и мелкого звена должны обращать внимание на то, кто из сотрудников стал вести себя иначе: медленнее справляться со своими обязанностями, не высказывать инициативы, стал раздражительным и апатичным. Если руководитель обнаружил такого сотрудника, то оптимальный вариант – переговорить с ним на уровне доверительного общения, узнать, что его беспокоит, что не устраивает, чтобы понять, с чем связан негатив сотрудника к работе.
- Информированность сотрудников о возможных негативных состояниях и их своевременному обращению к психологу и руководителю в случае возникновения вопросов и проблем.
- Проводить психологические опросы, позволяющие вывить сотрудников с симптомами выгорания.
Как показывают исследования, каждый третий сотрудник IT сферы, сохранивший своё рабочее место после выгорания на работе, отмечает большую роль именно своих руководителей в преодолении состояния сильного профессионального выгорания.
Добавьте комментарий
Комментарии